В русскоязычных интернетах ходят разные пикантные слухи о невозможности сдать на права в Тайланде по туристической визе. Спешу всех обнадежить: три полученных водительских удостоверения говорят об обратном Неважно какая у вас виза, достаточно даже штампа в паспорте. Просто обычным отдыхающим не удастся получить в Тайланде права на машину, мотоцикл на срок более одного года. Их нужно будет продлевать. Но учитывая всю легкость и непринужденность процедуры – можно сказать, что они выдаются навсегда
1. Как выглядит водительское удостоверение в Тайланде

Вообще, права в Таиланде, которые можно получить иностранцу, бывают трех видов:
1. Локальные права временные (получают все без исключения, ездят год – далее либо продлевать, либо получать постоянные)
2. Локальные права постоянные (если у вас нетуристическая виза и с момента получения временных прав прошел год). Срок действия – 5 лет.
3. Международные (можете получить после года временных, при наличии постоянных локальных прав и нетуристической визы)
Если у вас есть российские права международного образца, то их можно обменять на тайские без всяких экзаменов. Но зачем? Вы в Тае и по ним прекрасно можете ездить. Поэтому дальнейшая информация будет полезна тем, кто “сдается” впервые, либо если хочет получить еще какую-нибудь категорию без особых напрягов. Ну или если очень хочется провести интересно время
Документы для получения прав в Таиланде.
1. Загранпаспорт с визой или штампом (для стран, с которыми у Таиланда имеется договоренность об упрощенных визовых процедурах)
2. Копия заграна с визой\штампом и отметкой о прибытии
3. Документ, подтверждающий ваше местожительство в Таиланде. Здесь возможны два варианта. Либо это Residence Certificate, который можно получить в местном офисе иммиграционной службы. Необходимо: загранпаспорт, его копия (главная страница и виза), 2 фотографии, договор аренды квартиры\дома или купли-продажи.
Второй вариант: получение справки из российского консульства. Самый “халявный” вариант, ибо вам нужно только наличие загранпаспорта и больше ничего. Заполняете анкету, а консул сразу же удостоверяет вашу подпись. Адрес можете писать любой, ничего подтверждать не надо. Эту бумажку принимают в любом тайском ГАИ. Короче, почти что официальный лохотрон Оба документа стоят одинаково – по 300 бат. Российское консульство в Бангкоке принимает по будням кроме среды с 9.00 до 12.00. Расположение на карте снизу.
4. Medical Certificate – справка о здоровье. Можно получить практически в любой поликлинике. Цены разнятся. В Бангкоке лучшее место – недалеко от “гаишников” (внизу отмечено на карте). Там мелкая полуаптека-полуклиника. Справка стоит 60 бат. Вся проверка заключается в том, что вам покажут зеленый и красный фломастер и попросят назвать цвет
Все. Только имейте ввиду, что если вы хотите сдавать на права в Таиланде на разные категории транспортных средств, то по каждому нужно будет собрать отдельный пакет документов.
Процедурка.
Так мы как сдавались на права в Бангкоке, то о перепитиях, проблемах и нестыковках расскажем на примере Бангкокского Land Transportation Office (Офиса по наземному транспорту). Находится он рядом со станцией метро (MRT) Chatuchak и станцией скайтрейна (BTS) Mo Chit. При выходе из станции посмотрите расположение ближайших улиц – вам нужно идти на юг Phahonyothin road (вниз) по правой стороне карты. Мимо пройдете офис гражданской авиации (там будет стоять вертолет и самолет), красивое здание с надписями, сообщающими, что Офис по наземке здесь, потом увидите въезд, куда ведет достаточно оживленная дорога через шлагбаум. Поворачиваете и идете по ней минут пять – нужное вам здание будет по правой стороне, не перепутаете.
Подача документов начинается в 8.30 утра. К этому времени в зале ожидания на втором этаже уже куча народа. Возможно, даже соблюдается какая-то очередь, но узнать об этом у самих тайцев малореально. Поэтому спокойно дождитесь открытия и просто вставайте последним. Это ненадолго – вся очередь пройдет минут за 5-10, у вас проверят документы, зарегистрируют и дадут номерок со всякими анкетами. Не забудьте сказать, на какой вид транспорта вам надо сдавать документы, и что вы в первый раз. Можете даже прийти к 9 часам – основной народ схлынет, а вы спокойно пройдете дальше. Вряд ли вы сможете вперед тайцев протиснуться А анкет не пугайтесь – они хоть и на тайском, но заполнять их будете не вы.
Далее идти в соседний зал с пронумерованными кабинами. Вам нужны 17 и 18. Это для иностранцев. Обычно там никого нет, так что можете сразу заходить туда, где светится цифра. Если народ сидит, то подождите пока объявят ваш номер. По-английски.
Даете специалисту бумаги, он все заполняет и направляет вас на третий этаж. Сдавать тесты. На третьем поворачиваете направо. Нужно дойти до конца зала, отдать все документы вместе с паспортом, а взамен вам выдадут жетон с номером. Это ваша очередная очередь. Пока будете ожидать, ознакомьтесь с фильмом. Там подробно рассказывается о предстоящих испытаниях. На тайском, но проблемы с пониманием не возникает. Периодически выходит специалист и объявляет номера жетонов (например, с 90 по 110) – тогда можно заходить внутрь кабинета. Там уже все выстраиваются в живую очередь (но строго по номерам). Объявляют все по-тайски, но решается просто: найдите тайца с очередью поближе к вам и не упускайте его из виду.
Всего четыре теста. Первый на дальтонизм. На плакате нарисовано множество маленьких кружочков разных цветов: красный, желтый и зеленый (как на светофоре) плюс синий. Специалист показывает вам указкой, а вы должны назвать цвет на английском.
Второй тест на реакцию. Вы садитесь на стул и ставите ногу на педаль газа. Перед вами табло: горит зеленый свет – жмете на газ, как только загорелся красный – сразу жмите на тормоз. Успели или нет увидете сразу же – отмеряемое время (около секунды) показывается бегущей полоской. Она появится одновременно с красной лампочкой. Старайтесь не тормозить – жать той же ногой, что и газ – и быстро.
Третий тест на ваш глазомер. На расстоянии трех метров от вас находится коробка, в которой стоят две параллельные палочки. Правая неподвижна, а левая двигается вперед-назад. Управление осуществляется пультом. Всего две кнопки – вперед и назад. Обе подписаны – не перепутаете Смысл задания: нужно отодвинуть левую палочку вперед, а затем вернуть обратно и поставить параллельно правой. Не так легко, как кажется.
Четвертый тест на ваш угол зрения. Вы прикладываете голову к полукоробке и смотрите только вперед. Справа и слева от вас по лампочке. Они зажигаются разными цветами: опять красным, желтым и зеленым. Смотреть вбок нельзя. Нужно назвать без ошибок все цвета. Если сдали, значит угол вашего зрения 75 градусов
Забираете документы и идете на четвертый этаж. Отдаете документы. Получаете книжку со знаками и правилами ПДД. Там написано в том числе и по-английски. Изучаете.
2. Иностранцы штудируют правила дорожного движения Тайланда

Дальше – фильм на один час. Уже на английском. Про правила дорожного движения. Советую его посмотреть – огромных знаний английского не надо, а информации получите полезной много. Хотя подборка видео с дорог Тайланда, иллюстрирующих правила, удивляет – нарушают повально. Например, если рассказывают про автобусные линии, и что там ездить нельзя, то кроме автобусной линии вы увидите, что по ней подрезают автобусы и ездят все кому не лень. Чего они иллюстрируют-то?
3. Сидим ждем начала “блокбастера”

После просмотра фильма в ваших бумагах ставят очередную галочку и направляют обратно на третий этаж. Здесь уже поворачиваете налево. Идете до конца. С правой стороны будет столик – отдаете все туда, расписываетесь и ждете, пока вызовут. В кабинете сдается теоретический экзамен на ПДД. Около сотни компьютеров, все в изолированных кабинках. Вам выдают персональную карточку, вставляете ее, жмете кнопку “test” и отвечаете. Всего 30 вопросов. На ответы дается час. Можно вопросы пропускать, и возвращаться к ним снова. Короче, делаете что угодно, до тех пор пока не нажмете “finish”. Исправить после уже ничего нельзя, и вы сразу увидете количество набранных баллов и правильные ответы на вопросы, на которые ответили неправильно. Проходной балл на мотоцикл – 23, то есть 23 правильных ответа из 30 вопросов. На машину – 24.
На теоретическом экзамене стоит остановиться особо. Даже если вы прекрасно знаете правила – не побрезгуйте возможностью изучить их отдельно. Во-первых, они немного отличаются от наших (специфика как левостороннего движения, так и местных особенностей), во-вторых, они написаны абсолютно идиотски и кощунственно. Скорее всего, это перевод такой корявый, но мучений от этого меньше не становится. Например, вопрос: “Кто не имеет право ездить по обычным дорогам? 1. Трактор с гусеницами. 2. Танк. 3. Машина с разбитыми фарами. 4. Еще кто-то.” Правильный ответ – 3. И совершенно непонятно почему. По идее вообще из них никто не должен ездить. А про разбитые фары еще непонятнее – ведь в фильме до этого акцентировали внимание на знаках руками, которые водитель должен показывать в случае неработающих фар. Зачем эти знаки, если ему на дорогу нельзя!?
Или знак поворота налево. Среди вариантов ответа два правильных: вы должны повернуть налево и абсолютно все должны повернуть налево. Но выбрать можно только один. Где логика? И таких вопросов большая часть. Даже если ты знаешь правила – ты сидишь, вчитываешься и пытаешься понять логику вопроса и ответа. Тем более, что ошибки в английском здесь тоже встречаются.
Сильно провалить экзамен не бойтесь. У вас две попытки – можно сдать второй раз в тот же день. Поэтому в тесте вы будете видеть число в 60 вопросов, а не в 30. И пусть вас не сбивает зеленая отметка на отвеченном вопросе – он всего лишь означает, что вы на него ответили. Но никак не правильно или неправильно.
4. Очередь из страждующих потыкать кнопочки.

Поэтому – подготовка, подготовка и еще раз подготовка. Готовиться можно и дома. Немного отличается от того, что будет в ГАИ, но постарайтесь вызубрить все ответы. Вас это неоднократно спасет. Правда в ней есть две ошибки: знак минимальной скорости почему-то означает здесь знак максимальной скорости. А при приближении скорой нужно остановиться, а не прижаться к обочине. Если нет интернета, то можно пойти другим путем: на третьем этаже стоит с десяток автоматов, где можно потренироваться в ответах. Все равно, пока стоите в очереди, заняться нечем
Итак, вы сдали все тесты и теоретический экзамен. Скорее всего уже обед – с 12 до 12.45, поэтому самое время перекусить. За зданием (надо перейти через площадку для осмотра техники) находится крытый фуд-корт – много разных макашниц. Кормят вкусно и недорого. В первой слева неплохой суп и рис с курицей. И то, и то по 25 бат. Советую подкрепиться, так как ожидание практики может затянуться.
Сильно не засиживайтесь, и идите к месту сдачи практической части. Огороженная трасса и здание в сторону Phahonyothin road. Большими буквами написано: Driving Test Circle. И скорее всего уже очередь, сразу вставайте последним.
5. Здесь сдают практический тест

Если вы на мотоцикл, то будете “тусить” отдельно. Но мотоциклистов обычно мало, а вот тех, кто на машину много. Иногда народ сидит до вечера. Не все успевают в тот же день. Выйдет тетенька и спросит кто на “motorcycle”. Даст бумажку, напишите на ней имя наверху и в правом верхнем углу номер, который есть на вашем талоне. Внутри две очереди. Они подписаны: на мотоцикл и на машину. Вам дадут номерок, идите в дверь справа. Первая дверь для мотоциклистов, вторая для автомобилистов. Будете смотреть фильм о предстоящих испытаниях. У автомобилистов висит карта трассы – поизучайте ее, пригодится.
6. Смотрим очередной фильм

Далее встанет вопрос “На чем сдавать?” Это довольно необычно, но на сдачу экзамена на право управления транспортным средством можно приезжать на своей машине\байке. Но тайцы, кажется, ничего забавного в этом не находят Зато если железного другая у вас нет, то можно арендовать здесь же. Мотоцикл за 50 бат, машину за 100 бат. Причем можно сдавать на автоматической коробке передач! Только попросите об этом сразу при оплате.
Практическая часть для мотоциклов. Три задания. Первое – проехать по узкой десятиметровой линии, не съехав с нее и не останавливаясь. Второе сразу же за первым – змейка. Точнее вы должны проехать по узкой извивающейся дорожке. Никаких конусов – именно дорожка. Далее остановка, ждете команды двигаться дальше. Едете к третьему заданию – на знание ПДД. Оформленная трасса с дорожными знаками. Ничего сложного: остановиться на знаке стоп, не завернуть на дорогу с запрещающим проездом для мотоциклистов, повернуть в нужную сторону. Не забывайте обе ноги ставить на землю при остановке (одну – ошибка), поворотники включать.
Лучше всего – много раз пересмотреть фильм (его все равно 20 раз будут прокручивать) и запомнить приблизительно что и где. Потом когда будете ждать своей очереди на трассе – внимательно смотрите куда народ ездит, где останавливается, изучайте ошибки. Сразу после моста знак “стоп!” – не все его замечают. Потом подъезжаете к окошечку забираете документы, ставите мотоцикл. Кладете шлем, который вы НЕ забыли надеть до начала практического задания В других провинциях трасса может отличаться.
Практика для автомобилистов. Проходит на той же трассе, но по другим дорожкам. Трассы со знаками здесь нет, но задания тоже три. Первое – проехаться по прямой дорожке до конца, а потом выехать обратно, не задев ограждений. Второе задание – сразу после первого – заехать задом в бокс сбоку. Всего у вас в запасе 7 переключений передач. Точнее даже 6 – на седьмой вы должны выехать из бокса. Третье задание – припарковать машину вплотную к бордюру. Место остановки помечено желтой линией – не дальше 25 сантиметров от тротуара. Передний бампер не должен оказаться над стоп-линией, но и не дальше метра от нее. После каждого задания вам ставят отметку о выполнении.
Для первых двух заданий существует два варианта прохождения трассы: дорожка А и В. Вам должны сказать на какую ехать (они помечены знаками). Едете к окошечку, получаете документы (если НЕ забыли пристегнуть ремень), все Разумеется в других местах трасса тоже другая немного. А где-то вместо трех заданий – пять. К примеру, есть трасса со знаками. Но по-моему самое сложное – это бокс, остальное гораздо легче
Остается только получить права. Для этого с листом со всеми отметками и паспортом, возвращаетесь в главное здание, на второй этаж. Идете туда, где были в самом начале – 17-18 кабинет. Там все забирают, заполняют заявление, там же фотографируют, там же вы оплачиваете – 155 бат за мотоцикл, 200 бат за автомобиль – и там же вам их распечатывают. Все вместе занимает не больше десяти минут – после российских реалий воспринимается как фантастика
7. Машинки, мотоциклы, что это!?

Хозяйке на заметку.
Кроме Таиланда с локальными правами можно кататься на законных основаниях еще почти в десятке стран:
- Малайзия
- Сингапур
- Индонезия
- Лаос
- Камбоджа
- Мьянма
- Вьетнам
- Филиппины
- Бруней
Получение российских прав на основании тайских.
Да, это можно сделать. Можно обойти российскую бюрократию и выманивание многих сотен зеленых бумажечек. На совершенно законных основаниях. Для этого кроме стандартных документов (вроде справки о здоровья и паспорта) нужно будет предоставить нотариально заверенный перевод вашего иностранного водительского удостоверения, сдать теоретический экзамен и оплатить госпошлину.
Но бюрократия остается бюрократией, поэтому возможно придется поскандалить – как известно в наших правах пишется категория транспортного средства, а в в тайских рисуются машинки, мотоциклы и прочее. Где-то обменивают без вопросов, а где-то отказываются на том основании, что непонятно по рисункам, что это за категория. Отказ незаконный, ведь нигде не прописано требование о каком-то разъяснении из посольств, консульств и прочего. Есть права – значит можно обменять. И точка.